Профилактика семейного неблагополучия

Профилактика семейного неблагополучия

 

   

 Работа организаций  для  детей – сирот  по

    семейному  устройству  воспитанников   организаций

 

   Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.     

   Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.

    Как показывает практика, существует ряд достаточно серьезных проблем при устройстве детей в семью:

  • не проводится систематическая и профессионально организованная работа по устройству детей;

  • сведение оценки кандидатов к формальному сбору документов;

  • отсутствие подготовки семьи к принятию ребёнка на воспитание и подготовки ребёнка к жизни в новой семье;

  • отсутствие профессионального сопровождения семьи до и после принятия ребенка;

  • трудности социально-психологической адаптации детей во всех формах замещающей семьи;

  • оценка эффективности работы не в связи с успешностью развития ребенка, а по статистической отчетности.

   Другими словами, практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.

  Организация на базе  ГКУ «Детский  дом (смешанный)  №19»  г.Новопавловска службы (Семейный  центр  и  Службы  психолого-педагогического  сопровождения) по устройству детей на воспитание в семью позволяет улучшить качество устройства, уменьшить количество возвратов детей из замещающих семей, тем самым способствует решению целого ряда социальных проблем, связанных с детством и социальным сиротством.

 

Цель работы   Семейного  центра  и  Службы  психолого-педагогического  сопровождения: содействие реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье путем развития семейных форм устройства  детей и предоставление последующего комплексного сопровождения семье и ребенку. Задачи

  • информировать граждан о формах и условиях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;

  • осуществлять тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;

  • организовать комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи до и после принятия ребенка на воспитание;

  • проводить работу по профилактике социального сиротства.

  Система работы службы по устройству детей на воспитание в семью реализуется через следующие направления: информационно-поисковое, просветительско-профилактическое, практическое, научно-методическое. Каждое направление имеет свою специфику, конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

   Служба организует свою деятельность по следующим блокам:

1. Блок работы с биологической семьей ребенка, находящегося в детском доме.

В рамках данного блока осуществляется социально-психологическая работа, направленная на восстановление семьи и возврат ребенка родителям, и включающая: -  -   установление контакта с родителями;

  • проведение комплексной социально-психологической оценки семьи ребенка с целью выявления ресурсов для позитивных изменений в семье, определения перспектив и возможности для восстановления её утраченных социальных функций;

  • оказание квалифицированной помощи биологической семье ребёнка.

2. Блок по устройству детей на воспитание в семью.

В данном блоке предусматривается:

  • информирование общественности о семейных формах устройства детей на воспитание в семью и необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

  • подбор граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, через изучение их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям;

  • комплексная подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка через предоставление необходимой информации о правовых, педагогических, психологических аспектах создания и функционирования замещающих семей в рамках работы «Школы приёмных родителей».

3. Блок по подготовке детей, проживающих в детском доме, к жизни в замещающей семье.

Деятельность специалистов   в рамках данного блока направлена на:

  • формирование представлений у воспитанников о том, что такое замещающая семья и жизнь в ней;

  • планирование процесса знакомства и помещения ребенка в новую семью.

4. Блок комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения семьи после принятия ребенка на воспитание включает:

  • комплексное сопровождение семьи в период адаптации ребёнка;

  • повышение воспитательного потенциала замещающих родителей через посещение занятий в «Школе приёмных родителей»;

  • проведение совместных мероприятий с родителями в рамках организации деятельности клуба.

Деятельность службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью представляет собой сложный процесс, состоящий из следующих этапов:

    1. Привлечение потенциальных замещающих семей.

    2. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.

    3. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.

    4. Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание. 

  1.  

  2. Служба по устройству детей на воспитание в семью при проведении информационных компаний использует следующие формы:

·         публикации статей о воспитанниках детского дома в местной прессе под рубрикой «Я  ищу  тебя  мама!»  в  районной  газете  «Голос  времени»;

·         трансляция на каналах  телевидения видеороликов о детях детского дома (Илья Ш., Павел  Л.,  Кирилл Ш.);

·         встречи с общественностью, спонсорами;

·         информационные встречи с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитание в семью (Соколова  О.Г,  Мищенко  Е.Н.).

2. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.

Работа службы по отбору и подготовке потенциальных замещающих семей включает в себя:

  •  телефонные переговоры.

Информация, которая предоставляется клиенту по телефону, должна быть краткой, но достаточной для того, чтобы он смог принять решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. Для получения более подробной информации об условиях принятия ребенка на воспитание, кандидаты приглашаются на индивидуальное собеседование.

  •  cобеседование.

Задачи собеседования:

-  установить доброжелательные отношения с кандидатом в потенциальные родители;

-  получить общую информацию о потенциальном кандидате, выявить его мотивацию посредством анкетирования.

В процессе собеседования сведения о кандидатах фиксируются документально,  и обсуждаются специалистами службы.

  •  формирование групп для занятий в «Школе приемных родителей».

На основании результатов собеседования выявляются кандидаты с позитивной мотивацией, высокой степенью готовности к принятию ребенка в свою семью. Данных кандидатов приглашают пройти цикл обучения в «Школе приемных родителей».

  • цикл занятий в «Школе приемных родителей».

Занятия в «Школе приемных родителей» являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью. Обучение и поддержку в «Школе приемных родителей» ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог,  медицинский работник) с привлечением юриста  отдела опеки и попечительства,  которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.

Основными принципами организации обучения являются:

-  Использование активных методов при проведении занятий. Занятия сочетают в себе различные формы и методы обучения, такие как лекции, практико-теоретические семинары, беседы, ролевые игры, элементы арт-терапии, анкетирование, тестирование, консультирование, релаксация, рефлексия и др.;

 

-  Участие всех членов будущей замещающей семьи в работе «Школы приёмных родителей».

 

Обследование семьи специалистами службы.

Обследование семьи – необходимый этап подготовки – осуществляется социальным педагогом, который посещает семью кандидата, обследуя материально-бытовые условия жизни и наблюдая взаимодействие между ее членами с целью изучения возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых).  Анализ изучения материально-бытовых условий жизни семьи кандидата  фиксируется в акте обследования, в котором представляется информация о составе семьи, условий проживания, соблюдении санитарно-гигиенических норм в жилище, взаимоотношениях между членами семьи.  Обследование семьи осуществляется и психологом, который изучает психологический климат в семье, особенности личности кандидата.

·     консультирование семьи.   По результатам обследования семьи, кандидат приглашается на индивидуальную консультацию к специалисту. В ходе консультации психолог обсуждает с кандидатом его сильные – слабые стороны, способность справиться с теми или иными проблемами воспитания и помогает кандидату принять осознанное решение. Кроме того, во время консультации психолога решаются проблемы, вызванные необходимостью отказа кандидату в принятии ребенка.

·     итоговое заключение о семье.  После посещения  курса обучения в «Школе приемных родителей», обследования семьи и консультации делается вывод о личностных особенностях кандидатов, их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям, мотивации принятия ребенка на воспитание в семью.

Полученная информация обсуждается со всеми специалистами службы по устройству детей на воспитание в семью, анализируется, структурируется и представляется в виде итогового заключения о семье кандидата в отдел опеки и попечительства.

3. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.   Подготовка ребенка к жизни в семье проводится в течение всего времени пребывания его в детском доме. Реабилитационная работа, направленная на компенсацию эмоциональных травм детей, преодоление социальной дезадаптации, одновременно является первым этапом в подготовке ребенка к помещению в новую семью.

Второй этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью ориентирован на формирование у него представлений о том, что такое семья и жизнь в ней.

Работа на данном этапе осуществляется всеми специалистами службы и воспитателями групп, посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры и др.), адекватных возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Третий этап подготовки начинается с появлением конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание. Здесь происходит планирование специалистами службы процессов знакомства и помещения ребенка в новую семью.

 

Последовательность помещения ребенка в замещающую семью:

-  знакомство потенциальных родителей с данными о детях, которые, по мнению специалистов службы, подготовлены к переходу в замещающую семью;

-  личное знакомство с ребенком, рассказ ему обо всех членах предполагаемой семьи, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение парка и т.д.;

-  посещение ребенком семьи в выходные и каникулярные дни (на основании договора).  Помещение ребёнка в семью на выходные и каникулярные дни предоставляет возможность кандидатам оценить свой воспитательный потенциал, желание и возможность принять ребёнка на воспитание, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью, закладывание основ взаимопонимания и благополучной его адаптации к новым условиям проживания и воспитания.

4.Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.

Профессиональное сопровождение замещающей семьи включает в себя:

-   регулярный контакт с семьей и ребенком;

-   анализ процесса адаптации ребенка в семье;

-   оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;

-   консультирование по запросу;

-   мониторинг развития ребенка;

   Сопровождают замещающую семью: социальный педагог, педагог-психолог,   юрист, медицинский работник, предоставляя ей комплекс услуг, обеспечивающий успешность и стабильность помещения ребенка в семью.

   Итоги психолого-педагогического и социального сопровождения замещающей семьи

подводятся на заседании консилиума.

   Таким образом, для того чтобы эффективно способствовать реализации права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье, необходимо разрабатывать и внедрять разнообразные формы жизнеустройства детей. Ведь устройство ребенка в семью станет успешным, только если:

-  обеспечивается предварительная реабилитация и подготовка ребенка к помещению в семью;

-   проводится работа по отбору и подготовке кандидатов в будущие родители;

-   осуществляется тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;

-   предоставляется последующее комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка.

   Опыт работы службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наглядно показывает, как в условиях детского дома, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно улучшить качество устройства детей на воспитание в семью, тем самым решать проблему социального сиротства. 

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения